Николай Дежнев: «В жизни ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно делать бессмысленные вещи».

Николай Дежнев – фантазер, умница, талантливый писатель и второй (после Грибоедова) российский дипломат, положивший на алтарь художественной литературы успешную карьеру специалиста-международника. Это из под его пера в середине 90-х вышли известные многим романы-фантасмагории, это его книги, а отнюдь не Эдичку Лимонова, Запад воспринял как «новую русскую литературу», издав их в благополучных ШтатахГерманиях, Норвегиях, Франциях и иже с ними… Сегодня Николай Дежнев – гость редакции «МиЯ». Встречайте!

«МиЯ» — На разноцветных развалах книжных лотков, где-то между «Сказками Пушкина» и «Советами огороднику» пытливый читатель отыскивает для себя книги, способные не просто помочь «убить вечер», а дать ему нечто большее. Что вы хотите донести до него?

Н.Д. – Меня сильно не устраивает этот мир, поэтому я придумываю свой. Я не понимаю людей, а точнее, слишком хорошо их понимаю, и от этого, от того, что они живут такой… не хотелось бы давать определение, жизнью, поневоле становится больно. Вот и хочется что-то такое сказать человеку, чтобы перед ним раскрылись новые измерения его собственной жизни, хочется противостоять потоку хлынувшей на головы беззащитных людей чернухи. И еще, конечно, по-возможности, заронить в душу надежду, хотя бы тем, что со дна помойки виднее звезды, а также развлечь и немного посмешить.

«МиЯ» — А счастлив ли сам писатель?

Н.Д — Я счастливый человек, который может позволить себе заниматься любимым делом по 12 часов в сутки и воспринимать слова «работа» и «удовольствие» как синонимы. Знаете, у меня есть маленький рассказ о счастье. Суть его, если кратко, заключается в том, что некий человек, прогуливаясь по городу, вдруг встречает абсолютно счастливую пару. Он и Она. Они вне времени, вне города, они стоят обнявшись со спокойными и одухотворенными лицами, полностью растворившись друг в друге. Человек долго любуется этой парой, а потом ищет кого-нибудь, кому бы он смог рассказать о том, что только что видел СЧАСТЬЕ. И вдруг, в попытке донести увиденное до случайного торговца картинами на набережной, этот человек понимает, что не влюбленная пара, а он сам, любуясь ими, пережил краткий миг СЧАСТЬЯ.

«МиЯ» —  Горе и радость, добро и зло. Все ваши романы возвращаются к этим вечным дуализмам, поднимают вечные темы. Роман «В концертном исполнении», где герой борется против вселенского зла, оканчивается очень неопределенно. А вы для себя сами определили, что такое зло?

Н.Д. – Это давно определило христианство. Для своего нового романа мне пришлось прочитать гигантский труд религиозного философа начала прошлого века Несмелова «Наука о человеке». Наша религия однозначно трактует зло, как побочный продукт данной Господом человеку свободы. Хотя НЕсвобода – зло не меньшее. Для меня же лично – свободу, в частности, олицетворяет мой старенький и полуразрушенный дом в деревеньке Юминское Тверской области. На 15 сотках никоим образом не облагороженного пространства, рядом с покосившейся избой  я поставил бытовку и чудесно провожу там лето. Для работы у меня есть стол, пара табуреток и два велосипеда. Это мой выбор и моя свобода.

«МиЯ» — Так вы аскет?
Н.Д. – Отнюдь нет. В Москве я живу в обычной и вполне уютной трехкомнатной квартире с изумительным видом на ипподром. Когда-то, возвратившись из Вены, где работал в ООН, я переобустроил эту квартиру так, как было комфортно для меня и моей семьи. Мы вынесли всю лишнюю мебель, освободив максимум пространства для жизни, заказали стенку для книг во всю длину комнаты, отреставрировали старинный немецкий диван. С тех пор, лет уже эдак пятнадцать, мы ничего не меняли. Нам так удобно… Это очень важно для каждого – создать вокруг себя физический мир, в котором тебе будет комфортно и удобно. Создать мир внешний, максимально соответствующий твоему миру внутреннему.. Общих рекомендаций для того, как чувствовать себя органично в среде обитания не существует. Мой сын, например, в своей небольшой квартирке, устроил супер-стильную студию, и мне это нравится. Синий ворсистый ковер по всему полу, темно-синие дизайнерские  кресла. Огромное фото в половину стены с каким-то лазоревым пейзажем… Это зона его комфорта и его воспиятие красоты и качества жизни. Рекомендаций и рецептов здесь быть не может.

«МиЯ» — Честно говоря, мы всегда надеемся, что любой наш гость, собеседник, как-то вдруг, внезапно и случайно произнесет для наших читателей «беспроигрышный» рецепт счастья, любви, уюта…

Н.Д. – Рецепт любви? Это фантастика. Что такое любовь? Ответ на этот вопрос вряд ли кто-то способен дать. Не хотел бы выглядеть циником, но могу взамен предложить определение жизни. Извините, цитирую одну из своих книжек: «Что наша жизнь? От диатеза к диабету, от истории любви к истории болезни!» И еще в маленьком романе, над которым сейчас работаю, один из моих героев, прапорщик, с горечью говорит: «Эх, жизнь человеческая – напрасная трата денег!». Слава Богу, не могу ничего подобного сказать о любви, кроме которой, в общем-то, ничего стоящего под луной и нет…

«МиЯ» — А вы встретили свою любовь?

Н.Д. – И встретил, и не расстаюсь с ней вот уже 33 года. Правда, после первого знакомства с моей первой и последней женой на пляже в Пицунде, в далеком 1963 году, мы целых восемь лет переписывались, практически не встречаясь. А потом я взял и сделал ей предложение. А она его взяла и приняла. Такая вот эпистолярная история с нами приключилась.

 «МиЯ» — По прошествии многих лет «самоотлучения» от дипломатии и после выхода в свет нескольких романов не чувствуете ли вы, что какие-то из своих поступков (или строк) вы написали или сделали зря? Не сомневаетесь ли в правильности принятых решений?

Н.Д. – Вообще говоря, в жизни обязательно нужно делать бессмысленные вещи, по крайней мере это её разнообразит! Когда-то меня можно было назвать «дипломатом от науки», я был сотрудником Организации Объединенных Наций и позже координировал проекты Европейской программы научно-технического сотрудничества ЭВРИКА в России, но пришло время и на своей карьере я поставил точку. В этом есть много горечи, поскольку я понял, что уже нет того государства, на которое привык работать, поскольку не мог назвать этим словом пришедших на тот момент к власти воров и проходимцев. Оказалось, что кроме меня самого, работа моя никому не нужна и, признаюсь, особой радости это открытие мне не принесло. Однако, пора было сделать в жизни нечто действительно осмысленное и, «завязав» с карьерой, я стал профессионально писать и, надо честно признаться, за все эти годы ни разу не пожалел о своем решении. Пришло время собирать камни, а возможно и их разбрасывать… главное не попасть булыжником в хорошего человека..

 «МиЯ» — Вы вспоминаете о работе в ООН с сожалением? Как о потерянном зря времени?

Н.Д. – О нет, я благодарен судьбе за то, что мне выпало интересно жить и посмотреть мир! Это было хорошее время… Кстати, могу рассказать не очень новый и не слишком приличный анегдот о миссии международной организации в одну из стран Африки. Представьте себе саванну, спускается ночь, а один из экспертов ООН, посланный помогать поднимать в стране сельское хозяйство, отстал от коллег и потерялся. Раздаются рыки диких зверей, он уже прощается с жизнью, как вдруг видит огонек бунгало, где его встречает прекрасная креолка, муж которой, как это всегда и случается, уехал в ближайший город за 20 миль. Гостеприимная хозяйка всячески пытается очаровать и соблазнить позднего гостя, на что тот с достоинством многократно повторяет: «вы не так меня поняли, мадам, я эксперт ООН!» Утром, выспавшись в соседней комнате и плотно позавтракав, «эксперт ООН» решает, как специалист в сельском хозяйстве, сделать для женщины что-нибудь полезное и, увидев у неё в загоне 10 кур и 10 петухов, глубокомысленно изрекает, что согласно последним научным разработкам на 10 кур достаточно всего одного петуха. «Так у меня там один и есть, — восклицает женщина, — остальные – эксперты ООН!.

«МиЯ» — Сегодня, слава Богу, нет «эксперта Николая Попова», а есть писатель Николай Дежнев. Взяв псевдоним, сменив род деятельности и написав много любопытнейших книг, что хочется сделать еще?

Н.Д. – Как минимум, написать еще две книги. Одна из них – роман «Пришелец» — сейчас в работе. О другой – только задумываюсь. В ближайшее время свет увидят два недавно написанных романа «Белый городок» и «Жизнь Жужжалина». Первая книга – то, что американцы называют «story» плюс сказка, плюс притча, — как мне хотелось бы надеяться, вещь довольно серьезная и глубокая. Мне очень хочется, чтобы «Белый городок» понравился читателю, это для меня многое бы значило. Тому умному, уважающему себя русскому читателю (русский, в данном случае, не есть определение национальности), который еще водится на просторах моей страны.  «Жизнь Жужжалина» — более легкое произведение, которое, в силу любимой мною игры с читателем, скорее всего, придется по душе многим. Это веселый литературный экспромт, над которым мне работалось быстро и легко. Впрочем, «быстро» — это год, а «легко» — свет увидит третья редакция. Книги выйдут в издательстве «ВРЕМЯ», которое собирается издать всё написанное мною.

«МиЯ» — Совсем недавно вы приняли участие в оценке литературного творчества наших сограждан, решившихся написать для компании «Кухни VIRS» рецепт «кухни будущего». Были ли вы искренни в высокой оценке опусов, присланных на конкурс?

Н.Д. – Абсолютно. Не скрою, поначалу отнесся к этой идее с определенным скепсисом, но, согласившись поработать «литературным экспертом», был приятно удивлен, как количеством полученных откликов, так и их качеством. Действительно достойно удивления разнообразие жанров, в которых работали аторы присланных на конкурс текстов. Здесь и философское эссе, и драматургия, и весьма недурственные «поэмы о кухне». Прямо надо сказать, конкурс удался и мне было приятно награждать его победителей. Вообще говоря, каждый, кто поднял голову и оторвался от своих повседневных забот и проблем, чтобы сесть с пером за чистый лист бумаги – достоен глубокого уважения. Любое творчество от Бога, просто кому-то удается выразить свои мысли и чувства ярче и оригинальнее. Хочу еще раз сказать, что и самому мне было не без пользы познакомиться с работами конкурсантов и еще раз убедиться, что с опытом и годами не потерел  способность ошибаться (это я о собственном скепсисе). Говорят, нет границ для творческого подхода и изобретательности, что и доказали «ВИРС» и рекламное агентство «Зеленый Остров», сумев совершенно оригинальным образом вовлечь людей в полезную и увлекательную совместную работу. По-видимому, потенциал наших людей действительно не ограничен, а об уме и находчивости и говорить нечего!

 «МиЯ» — Мы искренне рассчитываем, что ваши надежды на встречу в умным и интеллигентным читателем сбудутся. А наша редакция, в свою очередь, будет с нетерпением ждать выхода  будущих романов Дежнева!