Интервью книжному клубу «КниговеК»
Дежнев Н.

ДОРОГА НА МАЧУ-ПИКЧУ

Новую книгу «Дорога на Мачу-Пикчу» Николая Дежнева, знакомого читателям нашего журнала по романам «В концертном исполнении», «Принцип неопределенности»«Год бродячей собаки», роднит с ними, по словам автора, «работа фантазии и взгляд на вещи с юмором». В остальном «Дорога на Мачу-Пикчу» — произведение, не похожее на любое другое в творчестве Николая Дежнева. Это глубокий роман о смысле жизни всех и каждого, фантастическое повествование о путешествии на границу двух миров, реалистичная история о ценностях нашего существования. «Дорога на Мачу-Пикчу» — книга, которая пробуждает мысль.

— Николай Борисович, однажды Вы отметили, что в литературе Вас привлекает игра — сама по себе и с читателем. Какую игру Вы ведете на сей раз?
— Хотелось бы верить, что азартную и с большими ставками. Жизнь представляется мне частью пути, который ведет человека к… Можно сказать, к Господу, можно — к себе истинному, что в принципе одно и то же. Нам только кажется, что мы обретаемся в материальном мире, на самом деле мы живем в отражении и преломлении этого мира в нашей психике, что делает жизнь куда более богатой и интересной. Здесь, в нашем внутреннем пространстве, мы сами себе хозяева. Мы жонглируем надеждами, оправдываем и приукрашиваем себя, тут мы большие мастера. Мы сомневаемся и прислушиваемся к себе незнакомому, ищем логику в происходящем с нами. Разве это не игра? И что примечательно, никто, даже если очень захочет, не сможет отказаться принять в ней активное участие. Человек включается в эту игру с детства и так увлекается, что порой не замечает, что уже умер. Однажды мой друг, английский художник Дерек Пайгрэм, чья картина использована в оформлении книги, спросил меня, сможем ли мы шутить и смеяться, глядя в лицо смерти. Не уверен. На мой взгляд, главное в другом — не потерять эту способность, она нам пригодится, когда придется рассматривать то, что было нашей жизнью.

— Чем Вас привлек древний городок Мачу-Пикчу?
— Мачу-Пикчу!.. Я немного поколесил по свету, но никогда там не был. Мачу-Пикчу — это символ, поразивший воображение ребенка, поверившего, что, как бы трудно ему ни пришлось, есть такое место на Земле, где можно обрести счастье. В той или иной мере у каждого из нас есть что-то похожее на Мачу-Пикчу, с чем мы живем, с чем связываем надежды. Святое место инков — для русского уха оно звучит необычно и привлекательно. Произнесите: дорога на Мачу-Пикчу — и прислушайтесь! Вы почувствуете, что эти слова не только будят воображение, но и вызывают чувство приятного ожидания.

— Наследники андских культур по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, которую завоеватели не смогли стереть из памяти. Путешествие туда героя книги, Глеба Дорофеева, ознаменовало для него связь с будущим. По Вашей мысли, прошлое и грядущее сливаются в единое целое? «У каждого из нас есть что-то похожее на Мачу-Пикчу…»
— Прошлое и будущее — лишь примыкающие один к другому участки пути, не более того. Да, вернуться не дано, но не дано и избавиться от того, что мы прожили; прошлое лепит нас такими, какие мы есть. В этом смысле можно говорить о карме, груз которой, не только негативный, мы таскаем за спиной. Человек без прошлого так же неинтересен, как жалок и печален человек без будущего. Глеб Дорофеев — не хочется пересказывать роман — получил сполна то, что заслужил, и дядюшка Кро сыграл в оркестре его судьбы не последнюю скрипку.

— Глеб — успешный человек, имеющий в жизни многое, к чему стремился. Для чего же Вы отправили его в столь сложное путешествие на границу реального и иного мира, где один неосторожный шаг мог привести его к гибели?
— Успешный? Ну да, если не принимать во внимание, что успех этот совсем не тот, который нужен ему по судьбе. Все, и особенно успех, имеет в жизни цену, и свою Глеб заплатил сполна. Хотелось бы верить, кое-чему это его научило. А тот мир, в который он попал, это личная реальность Дорофеева, сотканная его психикой. Не очень-то он и мрачен, частенько даже забавен, поскольку показывает Глебу, каков он есть на самом деле и каким мог бы быть.

— Другой персонаж, о котором Вы упомянули, дядюшка Кро — крокодил. Почему выбрали именно этого героя?
— Честно говоря, я его не выбирал. Он как-то сам собой появился на самой ранней стадии, когда идея романа еще плавала в тумане и, если бы я захотел прогнать дядюшку Кро, то это еще вопрос, кому из нас двоих пришлось бы закрывать за собой дверь. Милое, душевное и глубоко человечное существо, а что, говорлив?.. — так все мы не без недостатков.

— В Вашей книге наблюдается гармоничное сочетание мистики и реальности, приключений и фантастики, некой мифичности и даже философии. Как Вы сами характеризуете жанр произведения?
— Хотелось бы определить его жанр как «истина в последней инстанции», но, боюсь, это покажется несколько нескромным.